В единстве с Богом!
Поиск






Благоверные

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Евангелие от Матфея

Перед своим выходом на Евангельскую проповедь Господь отправился в пустыню и как свидетельствует об этом Евангелие – там 40 дней он был искушаем от диавола. Желая соблазнить Христа, враг рода человеческого предлагал ему богатство, славу и власть, но Спаситель посрамил сатану, отвергнув все его искушения.

Позже Господь говорил о богатстве: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10, 23;25). Однако «трудно» не значит «невозможно». «Человеком это невозможно, - продолжает Спаситель, - но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк.10,27).

И действительно, в истории Церкви Господь явил целый сонм святых, которые именуются «благоверными», это императоры, цари и князья – люди, наделенные властью и богатством, но, подобно Христу в пустыни, не прельстившиеся этими мнимыми ценностями.

Само слово «благоверный» предполагает, что эти святые люди в течение своей жизни сохраняли истинную, «благую» веру в Бога. Однако в этом церковном термине можно усмотреть и другие смысловые оттенки. Благоверные – это святые, которые, обладая земными благами: столь вожделенными для большинства людей славой, богатством и властью, сумели найти подлинное благо – веру Христову и ради этого духовного блага они пожертвовали благом земным. Подобно евангельскому купцу, который, найдя драгоценную жемчужину, продал все свое имение и приобрел ее (Мф.13,45-46).

Среди благочестивых императоров, царей и князей было немало святых, прославленных Церковью в других ликах. Это равноапостольные, мученики, страстотерпцы и преподобные.

Говоря о равноапостольных прежде всего следует упомянуть святого императора Константина Великого и его мать – Елену. Продолжателями их святого дела на Руси стали великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Эти святые, управляя государством, сумели употребить свою власть и авторитет на дело проповеди веры Христовой, причем, подобно Спасителю, они не заставляли людей верить по-новому, а примером своей собственной святой жизни приобретали многочисленных единомышленников и подражателей. И действительно, само духовное преображение, произошедшее с христианином является лучшей проповедью о Христе.

Так святой равноапостольный князь Владимир после принятия крещения из легкомысленного любителя хмельных гуляний, каким он был в язычестве, под действием Духа Божия превратился в человека набожного и благочестивого, проявляющего щедрость к нищим и милосердие к преступникам.

Впрочем, среди благоверных было немало и святых воинов, как, например, святые Александр Невский и Димитрий Донской, которые с оружием в руках защищали свою землю от завоевателей. Тем самым они отстаивали не только политическую независимость, но и духовную, чистоту христианской веры, «благоверие».

Некоторые из святых царей и князей прославили Бога мученической кончиной. Будучи поставлены перед выбором: или принесение жертвы языческим богам, или смерть, они предпочли смерть со Христом жизни без Христа. Таковы святые князья-мученики Михаил Черниговский и Роман Рязанский, убитые в орде.

Смерть других не была связана напрямую с подвигом исповедничества веры, однако то христианское смирение, с которым эти угодники Божии пошли на смерть ради мира между своими соплеменниками, свидетельствует о их святости. Церковь именует этих святых «страстотерпцами». Здесь следует вспомнить о святых братьях Борисе и Глебе, о последнем Российском государе Николае II.

Наконец, многие святые князья и княгини, следуя за Христом, сумели не только разумно распорядиться своим богатством и властью, но и отречься от них, приняв монашеские обеты. Среди них святые Петр и Феврония Муромские, Даниил Московский, Анна Кашинская, Евдокия Московская и многие другие.

Как и Подвигоположник Христос благоверные цари и царицы, князья и княгини посрамили врага нашего спасения – диавола и ныне ликуют с Царем царствующих и Господом господствующих в небесной, непреходящей славе, наслаждаясь нетленными духовными сокровищами, которые «ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут... Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6,20-21) – говорит Христос.

От всякого, кому дано много, много и потребуется...
Евангелие от Луки

Закон Божий


Яндекс.Метрика