В единстве с Богом!
Поиск






Разделение Церкви


Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.
Послание апостола Павла к Римлянам, 16:17

Разделение Вселенской Церкви на Восточную и Западную произошло под действием множества самых различных причин, которые веками, налагаясь друг на друга, подтачивали единство Церкви, пока в конечном итоге не привели к расколу.

В середине IX века Византия была потрясена только что пережитой борьбой с иконоборчеством. После поражения иконоборцев образовались две партии: сторонников беспощадной борьбы с еретиками и стоявших за снисходительное к ним отношение.

Следствием этого конфликта стал разрыв отношений Востока и Запада, который прекратился лишь после Свято-Софийского Собора 879–880 годов.

Кроме папских легатов, на Собор прибыли представители Восточных Патриархатов и множество епископов. Собор осудил притязания пап на верховную власть в Церкви и подтвердил полное равенство епископов Рима и Константинополя. На Соборе был оглашён Никео-Цареградский Символ веры и принято постановление о его полной неизменности.

Свято-Софийский Собор часто причисляли к числу Вселенских, и вплоть до XII столетия таковым его считала и Западная Церковь. Для нас он служит выражением соборного мнения Восточной Церкви относительно властных и догматических заблуждений Запада.

Предшествовавшие Великому расколу десятилетия являют собой картину неустойчивого мира, который нередко нарушался и, в конце концов, завершился окончательным расколом.

Среди историков существует мнение, что Рим сознательно обострял отношения с Востоком, добиваясь разрыва. Для этого были свои основания: неповиновение Востока явно стесняло Рим, подрывало главенство его верховной кафедры, ведущей преемство от самого апостола Петра, чем так гордились римляне.

Поводом к окончательному разрыву в июле 1054 года послужил очередной конфликт между Римским папой Львом IX и Константинопольским Патриархом Михаилом Керулларием.

Рим в последний раз попытался добиться безоговорочного повиновения Востока, а когда стало ясно, что это невозможно, папские легаты во главе с кардиналом Гумбертом явились в храм Святой Софии и торжественно возложили на престол папское постановление — буллу, которая гласила: “Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, всех святых православных отцов Семи Соборов и католической Церкви мы подписываем против Михаила и его приверженцев — анафему, которую наш преподобнейший Папа произнёс против них, если они не опомнятся”. Незаконность происшедшего дополняло ещё и то, что Папа, от имени которого они произносили анафему, умер ещё в апреле 1054 года.

После отбытия легатов Патриарх Михаил Керулларий созвал Собор, на котором сами легаты и привезённый ими документ были преданы анафеме. Решения Собора касались исключительно папских легатов. В отношении всей Западной Церкви не было не одного обвинения.

Все Восточные Патриархи были извещены о принятых решениях окружным посланием и выразили им поддержку. Никто не отрицал почётного первенства Папы, установленного отцами, но никто и не соглашался с его верховной властью.

Раскол 1054 года не воспринимался современниками как абсолютный рубеж в разделении Церквей. Он мыслился лишь как временный разрыв между двумя кафедрами. Окончательное разделение Церквей произошло уже в эпоху крестовых походов. Византийцы надеялись, что с помощью крестоносцев они победят мусульман и освободят Иерусалим, однако всё вышло иначе. В 1204 году во время IV Крестового похода Константинополь был взят и разграблен. Рим поставил своего патриарха. На шестьдесят лет установилась так называемая Латинская империя. Именно в тогда разделение Церквей перестало быть спором иерархов и богословов и вошло в плоть и кровь церковного народа.

Лишь спустя девять веков, в 1965 году была опубликована совместная декларация Римско-Католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия взаимных анафем. Это знаменательное событие открыло новую страницу в отношениях Западной и Восточной Церквей.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
Первое Послание апостола Павла к Коринфянам, 1:10

Закон Божий


Яндекс.Метрика