Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Часть 5
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам и которое вы и приняли, в котором и утвердились.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (15,1)
Первое послание к Коринфянам является ответом на письмо, адресованное апостолу Павлу членами Коринфской Церкви. В пятой части послания апостол пишет о сущности Евангелия и будущем воскресении мёртвых, даёт коринфянам практические советы и указания, относящиеся к христианскому благочестию.
В чём же сущность Евангелия? В том, "что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию" (1 Кор.15,3-4). Следовательно, сущность христианства заключается в проповеди воскресения Христова.
Воскресшего из мёртвых Христа видели все апостолы и многие ученики, видел и сам апостол Павел. Факт воскресения Христова несомненен, и можно только удивляться, как некоторые из коринфян говорят, что "нет воскресения мёртвых".
"Если нет воскресения мёртвых, — восклицает апостол, — то и Христос не воскрес" (1 Кор.15,13). Однако Христос воистину воскрес. Он есть Первенец из умерших. Смерть постигла человеческий род за грехопадение Адама, а через Голгофскую жертву Христа
восторжествовала жизнь. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут"(1 Кор.15,22), — пророчествует святой Павел. Потому сущность Евангелия заключается в проповеди о Воскресении Христовом. Если бы кто-нибудь усомнился в Воскресении, для него всё Евангелие потеряло бы смысл.
"Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор.15,14), — продолжает апостол. — Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мёртвых" (1 Кор.15,19-20) и открыл путь к воскресению всем верующим в Него. Воскресший Христос будет царствовать во веки. С Ним будут царствовать все верные христиане. Смерть будет окончательно побеждена.
Ради этой светлой веры во всеобщее
воскресение мёртвых не страшно жить на земле и подвергаться каким угодно бедствиям и страданиям, не страшна даже сама смерть. "Я каждый день умираю" (1 Кор.15,31), — говорит апостол Павел. То есть он всегда готов отдать свою жизнь за Христа, искупившего род человеческий от греха и смерти.
Коринфскую Церковь волновал вопрос о будущем воскресении мёртвых. Коринфяне хотели знать: "Как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?" (1 Кор.15,35).
На это святой Павел отвечает, что неправильно было бы думать, что люди воскреснут в таком же теле, в каком они живут теперь, на земле. При воскресении мёртвых тело человека преобразится и получит новые свойства; оно станет нетленным и бессмертным.
Понятие "тела" не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, "тела" растений уже здесь, на земле, способны изменяться и получать новые свойства. "То, что ты сеешь, — говорит апостол, — не оживёт, если не умрёт" (1 Кор.15,36). Если брошенное на землю семя не разложится, то из него не вырастет растение, "тело" которого будет иметь совсем другие формы и свойства, чем "тело" семени, из которого оно произошло.
Подобно семени, преображающемуся в растение, "душевное тело" человека должно преобразиться в "тело духовное", а духовное тело — бессмертно. "Есть тело душевное, — учит апостол, — есть тело и духовное" (1 Кор.15,44). Первый человек Адам из земли перстный, то есть плотский, второй человек Господь с неба, то есть духовный. В Таинстве Крещения мы заново рождаемся от воды и Духа. "И как мы носили образ
перстного, будем носить и образ небесного" (1 Кор.15,49).
Итак, учит апостол, воскрешённые Богом люди будут иметь тело преображённое, совершенно не похожее на теперешнее наше тело. Это будет тело духовное.
В конце первого послания апостол Павел даёт коринфянам практические указания, касающиеся сбора денег на помощь бедным христианам в Иерусалиме, и заканчивает его апостольским благословением: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами... Аминь" (1 Кор.16,23-24).
Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (15,20)