В единстве с Богом!
Поиск

- Убрать фильтр по датам

Сентябрь 2012

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Для поиска введите слово:

Облако тэгов
церковнославянский язык дети одиночество Библия крестное знамение лечение аборт ревность каноны и правила развод в храме пост уныние проблемы в семье клятвы самочувствие в храме дата поминок святой покровитель венчание болезни детей праздники ссора акафисты помыслы поминовение свобода похороны молитва исповедь допустимость брака домашние животные наркомания близких крещение смерть сны воцерковление Евангелие воцерковление детей крест свечи бездетность Псалтирь грех прощение традиции пьянство потеря работы самоубийство вера святые проблемы связанные с работой иконы в доме конфликт из-за веры конец света крестные некрещенные иконы смирение благословение духовник брак с мусульманином животные таинства отношения с родителями секты наркомания именины пьянство родственников гнев измена Божья воля страсти семья нательный крестик паломничество брак молитвы о здравии богохульство старцы работа молитва за усопших влюбленность жизнь после смерти конфликт с мужем суеверия потеря близких болезни покаяние умер родственник






Вопрос священнику

Строка поиска: прелесть

Найдено записей: 1

17 2012
Здравствуйте! Когда я читаю молитву или о чем-нибудь прошу Бога, у меня появляются слезы. Скажите, пожалуйста, это хорошо или нет? Спаси, Вас Господь!

Мария

Уважаемая Мария! Такого рода проявления на молитве являются следствием сугубо индивидуальной душевной организации молящегося или молящейся. То есть, одни люди более эмоциональны, другие – менее. Само по себе это ни хорошо и ни плохо, если, конечно, не предавать этому особого значения и не давать этим проявлениям излишнего развития.
Да, святые отцы говорят о даре слёз, но они же поясняют, что речь идёт о высоком благодатном даре от Бога, который могли понести только настоящие святые, и этот дар, на самом деле, подразумевал "плач" и молитву пред Богом не только о своих грехах, но и обо всем мире, при наличии другого, не менее великого дара – полноты любви к Богу и другим людям. Если же мы не обладаем настоящей святостью, то слезы на молитве, повторюсь, являются обычными эмоциональными проявлениями, на которые не стоит обращать внимания, чтобы не пойти по ложному и опасному пути, который святые отцы называли "духовной прелестью". Последнее подразумевает состояние прельщённости собственными мечтаниями, гордостью, чувствами, видениями и, в конечном счёте, нечистыми бесовскими духами, которые охотно стараются человека запутать и завести "не туда", если видят, что человек ищет не настоящего покаяния и общения с Богом, но – видений, ощущений, якобы высоких состояний. Поэтому нам, скажем так, обычным грешникам, на молитве нужно иметь большую осторожность и духовную трезвость, в особенности, если нам свойственны те или иные эмоциональные проявления, прямо с молитвой же связанные. Можно сказать и так:  нельзя на молитве допускать каких-либо мечтаний о себе самих, видимых образных представлений, сильных чувств и ощущений. Если же они вдруг возникают, то относиться к этому следует как к своего рода "внешним" стихиям, которые сами по себе от нас не зависят, но которые мы можем просто терпеть, не принимая в развитии или умножении этих "стихий" прямого участия.
Основным же внутренним нравственным содержанием нашей молитвы вполне может быть краткая молитва мытаря: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк.18:13). Этот евангельский пример исполнен именно что покаянного самоощущения и чужд всякого превозношения. Именно такое отношение к молитве является наиболее духовно безопасным.
"Слезы — естественны падшему человеческому естеству. До падения оно не ведало слез, — ведомо ему было одно чистейшее насаждение райским блаженством. Оно утратило это блаженство: ему оставлены слезы, как выражение сочувствия к блаженству, как свидетельство падения, как свидетельство состояния под гневом прогневанного Божества, как надежда возвратить когда-нибудь блаженство. Верна эта надежда: потому что сочувствие к блаженству не изглажено из естества. Верна эта надежда: потому что сетование о потере небесного блаженства не может быть удовлетворено никаким временным удовлетворением; оно, оставаясь неудовлетворенным, ожидает удовлетворения, возвещает существование удовлетворения. В слезах таинственно живет утешение, и в плаче — радость. Человек, в каком бы ни был земном благополучии, на какой бы высоте ни стоял, в каком бы обилии ни плавал, встречает и переживает такие минуты, часы и дни, в которые нуждается в утешении, доставляемом слезами, — утешения в другом утешении не находит. Каждый из нас лишь вступает в страну нашего изгнания и томления, в страну страданий и плача, как и ознаменовывает это вступление, начало своего существования, плачевным воплем. Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе, ознаменовываемое слезами при молитве его! Таковы невидимые, духовные восхождения в сердце своем положи, преходя юдоль плачевную — земную жизнь, которую Ты назначил для покаяния: ибо благословение даст законополагаяй нам плач и слезы. Очищающие себя плачем и слезами, пойдут от силы в силу, и явится Бог богов в Сионе — в духе человеческом, приуготовленном к приятию Бога истинным покаянием. Сеющии слезами, радостию пожнут. Те ходящии путем земной жизни, которые хождаху по пути узкому и прискорбному, и плакахуся, метающе семена своя, грядуще приидут радостию, вземлюще рукояти своя .
Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случай проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особенною легкостью проливаются людьми, преданными сладострастию; слезы, подобные слезам сладострастных, проливают находящиеся в самообольщении и прелести; льются обильно слезы из тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба: когда она лишена возможности совершить злодеяние, пролить человеческую кровь, тогда она проливает слезы. Эти слезы имел Нерон, в котором современные христиане, по жестокости его и ненависти к христианству, думали видеть антихриста]. К естественным слезам относятся слезы от огорчения; когда же огорчение имеет характер греховный, то слезы огорчения делаются слезами греховными. И естественные, и греховные слезы, немедленно по появлении их, повелевается нам святыми Отцами прелагать на богоугодные, то есть изменять побуждение слез: приводить себе на память согрешения наши, неизбежную и неизвестную смерть, суд Божий, — и плакать по этим причинам.
Чудное дело! те, которые по естественной наклонности проливали потоки беструдных, бессмысленных и бесплодных слез, также те, которые проливали их по греховным побуждениям, когда захотят плакать богоугодно, внезапно видят в себе необыкновенную сухость, не могут добыть из глаз ни одной слезной капли. Из этого научаемся, что слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий, что для получения их надо позаботиться во-первых о стяжании причины их.
Причина слез — зрение и сознание своей греховности. Исходища водная изведосте очи мои, говорит святой пророк Давид, понеже не сохраних Закона Твоего. Причина слез — нищета духа: будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство — плач], питает, поддерживает, усиливает его. "Не плач происходит от слез, но слезы от плача, сказал преподобный Иоанн Пророк. Если кто, находясь посреди братства, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Чрез сие собираются помыслы его, и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль (плач) по Богу, а печаль рождает слезы". Слезы как дар Божий служат признаком милости Божией: "Слезы в молитве, — говорит святой Исаак Сирский, — суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа своим покаянием, и того, что она принята и начала входить в поле чистоты слезами. Если помыслы не отторгнутся от предметов преходящих, не отвергнут от себя надежды на этот мир; если не возбудится в них презрение к нему, и они не начнут приготовлять напутствий к исходу своему; если не начнут действовать в душе помышления о предметах, принадлежащих будущему веку, то очи не возмогут произвести слез"] .
Стяжавшему зрение своей греховности, стяжавшему страх Божий, стяжавшему чувство покаяния и плача, нужно испросить у Бога дар слез прилежною молитвою" (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетический опыты. Том 1. О слезах (http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/bryanchaninov_asketicheskie_opyty_1_25-all.shtml).

протоиерей Андрей Спиридонов

Закон Божий


Яндекс.Метрика