![]() ![]() ![]() ![]() |
Пролог19 2014
Что же это за звание, которое апостол предлагает нам твердо сохранять? Это великое звание христианина. В отличие от всех иных человеческих званий, это звание не имеет формального значения, и если мы перестаем жить по закону Христову, мы теряем звание христианина. Конечно, статистически мы продолжаем именовать себя православными - сегодня православными себя называют почти 80% населения нашей страны. Но сохраняем ли мы в таких масштабах подлинное звание христианина? Сохраняем ли мы призвание Божественное, а говоря проще, живем ли мы по закону Божиему? И каждый может сказать, что, формально именуясь христианином, во многих обстоятельствах жизни он не был способен сохранить это звание. И происходит это потому, что слаба наша вера. Когда вера сталкивается с искушениями и соблазнами - с соблазнами плоти или с интеллектуальными соблазнами века сего, - то нередко получается так, что соблазн оказывается сильнее веры, и мы отступаем. Знал это и апостол Петр, потому что и в его время было точно так же и христиане, принявшие крещение от рук апостольских, нередко подвергались соблазнам и искушениям и забывали и свое звание, и свое избрание. И потому не случайно апостол апеллирует к самому факту Преображения Господа, чтобы еще и еще раз сказать о том, что слово Христово - это слово Божественное. Оно выше всяких интеллектуальных соблазнов, оно дает человеку полноту бытия, в которой и обретается подлинное и непреходящее счастье. С этим счастьем невозможно сравнить никакое удовлетворение плоти - физическое или интеллектуальное. Эти слова апостольские ныне звучат с особой силой, потому что сегодня перед нами множество соблазнов и искушений. Достаточно обратиться к тому, что предлагает нам современная массовая культура, к тем стереотипам жизни, которые предлагают нам средства массовой информации, и можно ясно осознать ту бездну, которая отделяет Божественную проповедь, великий спасительный идеал от этих скоропреходящих человеческих искушений. Праздник Преображения Господня помогает нам укрепить нашу веру. Если для апостолов факт Преображения Спасителя на Фаворе должен был повлиять на их внутреннее состояние в момент страданий Спасителя и укрепить их веру, то мы знаем, что после крестной смерти наступило Воскресение. Для нас Фавор соединяется с Воскресением, потому что и в первом, и во втором событии была явлена Божественная слава Спасителя. И мы имеем твердые свидетельства этой Божественной славы. Мы имеем ярчайшие доказательства истинности Христова Воскресения, и на этих доказательствах, явленных нам святыми апостолами и всей 2000-летней историей Церкви, и основывается наша вера в то, что Иисус, распятый на Кресте, есть Сын Божий, Спаситель мира, а значит, все то, что Он предлагает нам - Его закон, Его заповеди, Его слова - есть слова Божественные. Пусть Господь помогает нам хранить веру - веру во Христа, преобразившегося на Фаворе и Воскресшего из мертвых, веру во Христа, Спасителя рода человеческого, и через эту веру твердо блюсти звание и избрание, к которому мы Самим Богом призваны во Христе Иисусе, Спасителе нашем. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. |