![]() ![]() ![]() ![]() |
Пролог13 2014
Владыку Вениамина арестовали 29 мая 1922 г., а 10 июня началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. Что же послужило официальной причиной ареста? После окончания гражданской войны, в 1921 г., Россию охватили необыкновенные разруха и голод. Это-то и послужило поводом для новых гонений на Церковь под предлогом «похода пролетариата на церковные ценности». Новый лозунг соответствовал общему духу политики большевистского правительства. Первым серьезным ударом для Православия стала расправа чекистов над митрополитом Киевским Владимиром, учиненная в январе 1918 г. в стенах Киево-Печерской Лавры. Митрополита Владимира арестовали поздним вечером и расстреляли за оградой монастыря без суда и следствия никому не известные вооруженные люди во главе с комиссаром-матросом. Большевистский террор был прообразом зарождающейся «социалистической законности». Последующие этому событию «мероприятия» приобрели более систематический характер. Своеобразным законодательным «основанием» для продолжения преследования верующих послужил выпущенный еще в 1918 г. декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который воспринимался представителями власти на местах как сигнал к повсеместному уничтожению Русской Православной Церкви и ее служителей, а так же к разграблению церковного имущества. В 1921 г. последовала новая волна гонений. Изъятие церковных ценностей в Петрограде началось в марте 1922 г. При всей очевидной беззаконности этой меры, митрополит Владимир занял позицию, единственно-возможную для христианина и связанную с евангельскими заповедями. В Нагорной проповеди Иисуса Христа есть слова, имеющие непреходящий смысл: «…и отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку»(Лк.6,29). Условие непротивления насилию является одним из оснований христианской веры. В то же время, нравственный закон требует от христиан оказания милосердия, то есть действенной помощи нуждающимся. Являя пример христианской любви и, в то же время, свидетельствуя о мирном духе Церкви, митрополит Вениамин благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих. Таким образом, решение владыки Вениамина не имело ничего общего со слабостью, оно было исполнением пастырского долга. Личная скромность и нестяжательность митрополита Вениамина были хорошо известны в Петрограде. Родившийся в семье сельского священника Андреевской волости Каргопольского уезда, Василий Казанский — таково было мирское имя Владыки Вениамина — с детский лет не понаслышке знал о том, что такое нужда и бедность. Не случайно, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, Василий стремился к «отверженным», участвуя в делах благотворительности и деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», действовавшего, в основном, в рабочей среде. Его не надмило и принятие святительского сана (24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен в епископа Гдовского, Петербургского викария): владыку часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно обычный приходской священник, в рясе, без знаков епископского сана. Там, в семьях бедняков, ему приходилось то крестить ребенка, то напустствовать умирающего. Немало усилий приложил он и к тому, чтобы опустившиеся, всеми презираемые женщины поднялись со «дна» общества и имели возможность к исправлению. Участие владыки Вениамина в деятельности «Общества Пресвятой Богородицы» способствовало тому, что многие, казалось, безнадежно потерянные души раскаялись в греховной жизни. Евангельская простота, отзывчивость и сердечность владыки Вениамина располагали к нему сердца простых людей. Он был искренне любим паствой. Люди называли его «наш батюшка». Когда в 1917 г. правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян, в некоторых епархиях это стало причиной нестроений и разногласий, в Петрограде же выборы прошли на редкость спокойно — подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. 6 марта он был избранн архиепископом Петроградским и Ладожским, а 13 августа при одобрении паствы владыка Вениамин был назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.
В истории христианства было достаточно подобных примеров. И каждый раз, когда ложь прикрывается соображениями «политической необходимости» и «соблюдения законности», Истина свидетельствует о себе подвигом одного или нескольких исповедников. Так было и в 1922 г. И процесс, и суд владыка Вениамин использовал как возможность еще раз свидетельствовать о верности всей Православной Церкви закону любви, принесенному на землю Иисусом Христом, и смиренно принял обвинительный приговор, как Крест, соединяющий его со Спасителем. 5 июля митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда. Через семьдесят лет, вместе с тысячами русских исповедников, постарадавших в 20-е – 30- е гг., они были прославлены Церковью в сонме новомучеников и исповедников российских. По материалам православных интернет-ресурсов |