В единстве с Богом!
Поиск








Пролог

вернуться

12 августа 2014
12 августа - день памяти святого мученика Иоанна Воина

Всю свою жизнь святой Иоанн Воин скрывал свои благочестивые подвиги: сначала невольно, когда император Юлиан Отступник (331-363) зачищал свою армию от христиан, а затем добровольно, когда христиане вновь получил возможность безопасно исповедовать свою религию. О жизни святого узнали только после его смерти, когда он, явившись в видении некой благочестивой женщине, рассказал о себе и просил обрести его мощи. Возможно, именно своеобразие источника стало причиной того, что до нас не дошла четкая и подробная биография святого, а сведения о нем разнятся. Очевидно, и по кончине святой Иоанн Воин не желает земной славы.

Почему святой скрывал свои подвиги? Потому что хорошо знал слабость человеческой природы и ее любовь к похвалам и славе, и не хотел давать пищу страстям. Евангелие говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5: 44) , то есть наслаждение славой, ее искание и охотное «принятие» лишает человека веры — вот почему святой Иоанн так усиленно стремился избежать известности, ища признания только у Бога. Святой Иоанн Воин был солдатом в армии римского императора Юлиана Отступника, прозванного так за свое отступление от христианства и попытки возродить язычество как государственную религию. Он служил в полку таифалов — представителей одного из скифских племен, поэтому в житиях святой Иоанн часто называется славянином. Когда при молчаливом одобрении Юлиана христиане стали подвергаться притеснениям от языческой черни, доходящим до зверских убийств, а также против них было издано ряд дискриминационных указов, святой Иоанн помогал единоверцам избегать репрессий. Обладая в силу своего положения необходимыми сведениями, он предупреждал христиан о готовящихся против них действиях. Кроме того, он помогал всем страждущим независимо от их вероисповедания.

 О времени и обстоятельствах кончины святого Иоанна источники сообщают по-разному. Согласно версии, отраженной в святцах, где святой именуется мучеником, он был казнен в малоазийском городе Траллы за поддержку христиан. По другим сведениям, когда Юлиан узнал о деяниях Иоанна, то заключил его в тюрьму, откуда святой вышел после смерти Отступника и на свободе продолжил свои благочестивые подвиги. Имея средства, он, тем не менее, жил рядом с нищими на кладбище и тайно им благотворил. Скончался святой Иоанн в глубокой старости и был погребен в Константинополе на месте, называемом Пандекта, где хоронили безвестных странников. Место своего погребения он открыл в упомянутом выше видении. С той поры и началось почитание святого. Особо его память отмечалась в константинопольской церкви во имя Иоанна Богослова, которая стояла неподалеку от собора Святой Софии.

Весьма почитаемым святым Иоанн Воин, или как его называли в древности: Войнственник, стал на Руси. В XIV-XV веках среди русских имен было очень распространено имя Воин. В эту пору, например, в ярославльских землях жил князь Иван Воин Васильевич.

Особым почитанием святой Иоанн пользовался среди русских военных, чему, по-видимому, могло способствовать мнение о святом как о славянине. К 1625 году относится первое упоминания о церкви Иоанна Воина на улице Большая Якиманка, «у Крымского двора», в слободе стрельцов, живших там с 50-х ггодов XVI века по повелению царя Иоанна IV Васильевича. Тот факт, что это была первая церковь такого посвящения говорит о том, что стрельцы считали святого Иоанна Воина своим покровителем.

После стрелецкого восстания и выселения стрельцов из Москвы, храм пришел в запустение. В 1709 году во время сильного разлива Москвы-реки храм затопило: «Вода была великая на Москве, — пишет очевидец событий, — под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило». Существует предание, что в ту пору царь Петр I проезжал по Якиманке и увидел стоящую в воде церковь и подъезжающих к ней на лодках богомольцев. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов написал: «Вклад даю триста рублей. Петр». В 1709 году русская армия разбила шведов под Полтавой, и возобновлением храма Петр благодарил Бога за Полтавскую викторию. Так была основана одна из красивейших церквей Москвы, в которой с тех самых пор не прекращается божественная служба и которая была особенно популярна среди москвичей в годы Великой Отечественной войны и во все время советского богоборчества, благодаря служившим здесь замечательным священникам.

С первых десятилетий XVIII века почитание святого Иоанна Воина в России особенно возросло. Его изображения носили знамена сотен Государева полка. В честь святого в Москве в разных церквях было освящено десять престолов, в Петербурге — два престола, несколько престолов существовало в Вологде, Казани, Калуге и Киеве. Образ Иоанна Воина стал очень популярным в народном религиозном искусстве. В 1722 году из Палеха в Петербург привезли для продажи партию дешевых икон, среди которых был ряд изображений святого. Бродячие исполнители духовных стихов, так называемые калики перехожии, переложили в стихотворную форму житие святого Иоанна. Нищелюбие святого Иоанна отразилось в посвящении придела московского храма Воздвижения Креста на Божедомке, который часто именовался «церковью Иоанна Воина», — в месте, где находилась общая могила для жертв эпидемий и для безымянных тел. И в дальнейшем кладбищенские храмы или их приделы часто посвящались Иоанну Воину.

В ряде житий приводятся сообщения о помощи святого Иоанна в обретении украденных или потерянных вещей, в нахождении воров. Поэтому возникла традиция устройства церквей во имя святого в надвратных колокольнях, его изображения часто помещали при входе в храм или на его территорию, часовни Иоанна Воина устраивались в административных учреждениях и тюрьмах, как было, например, в тюрьмах Коломны и Шуи.

Не все храмы Иоанна Воина сохранились до нашего времени. В Москве, например, осталась только одна – та самая церковь стрельцов на Якиманке. Чудом она избежала гибели в пожаре 1812 года, когда огонь, дойдя до церковной ограды, остановился. Тогда же храм был осквернен «просвещенными» французами, и несколько дней простоял без богослужения — несколько дней за всю свою историю! Опять же чудом храм избежал закрытия при советской власти, а служивший в храме священник-подвижник отец Александр Воскресенский не был арестован, даже несмотря на то, что всегда и везде ходил в рясе, что приравнивалось к открытой религиозной проповеди. В войну, во время бомбежек храм Иоанна Воина уподоблялся бомбоубежищу. Отец Александр, услышав звуки сирены, становился на молитву, веря, что Господь не допустит разрушения и убийств на святом месте. Люди не уходили из храма до самого утра. Бомбы рвались рядом, но в храм и не его территорию ни одна не попала. Помня, что святой Иоанн Воин является покровителем военных, прихожане во главе с отцом Александром после каждой службы совершали молебен с акафистом святому Иоанну Воину о тех, кто сражался на фронте. Люди ощущали благодатную помощь святого, поэтому много страждущих стекалось в храм. По окончании войны в храм приходило много солдат, за которых молился отец Александр и которых все считали погибшими, но они вернулись с войны.

Прихожане храма Иоанна Воина едва ли не первыми услышали весть об окончании войны. 6 мая, на праздник великомученика Георгия, отец Александр служил литургию. Вдруг он появился в открытых царских вратах и как-то резко, взволнованно произнес: «Дорогие мои, радость-то какая! Война кончилась!» И так же резко вернулся к престолу, как бы в смущении. Люди даже не поняли, о чем он. А потом, уже 9 мая, в Богоявленском соборе служили первый благодарственный молебен. Славная история церквей и чудотворений святого Иоанна на русской земле не закончена. И сейчас Иоанн Воин откликается на молитвы и подает страждущим благодатную помощь, а по городам и весям возникают новые посвященные ему храмы. Святой Иоанн при жизни был никому неизвестен, но не ложно евангельское слово: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8: 17) .

Сайт "Закон Божий"

 

Закон Божий


Яндекс.Метрика