В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

05 2014
Слово в среду первой седмицы Великого Поста

Во имя Отца, и сына и Святаго Духа!

Сердечно приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, в этот вечер первой седмицы святого Великого Поста.

Безусловно, пост есть особое время духовного трезвения, время, когда мы должны с особой тщательностью анализировать все, что происходит в нашей душе, все, что творится в нашем сердце, анализировать то, какие помышления приходят в нашу жизнь, добрые или злые мысли посещают нас, делать все для того, чтобы наше внутреннее духовное существо, душа наша становилась чище, исправляла свои жизненные пути, направляя себя к Царству Божию.

Каждый раз, когда мы вступаем в поприще святого Великого Поста, – я думаю, что это касается большинства людей, – мы говорим себе: «Вот начинается пост, и я буду стараться исправлять свою жизнь. Я не только буду не вкушать скоромной пищи, но я постараюсь людей не осуждать, я постараюсь не делать зла другим людям, больше молиться, трудиться, помогать бездомным»… И многое множество различных добрых дел мы приводим себе на память. Но вот заканчивается пост, мы приближаемся к Пасхе и, оглянувшись на эти дни, в которые мы собирались творить доброе и не делать злого, видим, что большинство из того, что мы собирались совершить даже в период этого святого поста, мы не сделали.

Мы начинаем пост и определяем некую цель для себя. Их может быть несколько, а может быть одна, потому что человек думает: «Со многим мне не справиться, но хотя бы осуждать не буду, и то будет хорошо!» И опять оглядываемся, и опять согрешаем. Мне недавно один молодой человек задал вопрос: «А что, если я возьму какой-то особый подвиг в этот пост и буду стараться исполнять его?» Я его попытался отговорить и думаю, что для всех нас это тоже полезно. Потому что пост – это не время, когда мы совершаем подвиги, пост – это время, когда мы познаем свои собственные немощи. И чем больше подвигов мы пытаемся совершить в своей жизни, чем к большему количеству добродетелей мы пытаемся прилепиться своим сердцем, тем более и более понимаем, что ничего не в состоянии сделать своими собственными силами. Это и есть самый главный результат поста – мы познаем свою немощь, свое бессилие. А далее мы начинаем познавать другую силу, отличную от нашей, силу, которая может возвысить нас, дать нам особое видение и чувствование этого мира, силу, которая способна изменить нашу жизнь, силу Божественной любви и Божественной благодати.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, рассуждая о нашем спасении, а время постное – это особое время для нашего спасения, говорит, что жизнь наша и спасение наше – не от подвига к подвигу, а от падения к падению. Потому что когда человек осознает всю тяжесть греха, он сознает и великую неизреченную милость Божию, любовь, которую Бог в полноте обращает к каждому кающемуся, к каждому, кто ждет этой милости и любви, кто простирает к Нему руку, прося Его благодатной Божественной помощи.

Вот что такое пост. И потому, входя во время постное, не будем уподабливаться безумным людям, которые считают, что могут в одночасье превозмочь самих себя, дабы наши мысли и дела не были обречены на поражение. Но вы можете спросить: «А что же нам делать тогда постом?» Постом нам нужно следовать вместе с Церковью Христовой. Когда она плачет – плакать, когда она кается – каяться вместе с нею, когда молится – молиться, когда обращается к Богу, прося Его пощады и снисхождения, вместе с нею просить этой пощады и снисхождения, дабы вместе с нею и достигнуть того света, который мы называем светом Христова Воскресения, дабы вместе с Церковью и нашу немощь облистал этот Божественный свет Святой Пасхи.

Потому, братья, не будем надеяться на силы свои, но будем все упование возлагать на силу Божественной благодати, преображающей нашу жизнь, в трудах своих будем познавать свои собственные немощи, через свои недостоинства и несовершенства приобретать смирение, не выставлять себя лучше, чем Церковь Божия, но вместе с нею молитвами Богородицы и всех святых совершать этот подвиг во смирении духа и сокрушении сердца.

Аминь.

Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский
Информационное агентство "Православное образование"
Закон Божий


Яндекс.Метрика