В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

19 2012
Чудо в Хонех: история и святыни

Каждый церковный праздник дает православному человеку возможность не только стать тайнозрителем воспоминаемого события, но, усваивая исторические уроки, поразмыслить и о дне сегодняшнем...

Три четверти века минуло с того дня, когда в Московском Кремле был, как записано в одном из свидетельств, - "без лишнего шума стерт с лица земли" (взорван!) - один из интереснейших памятников российской истории - Чудов монастырь.

Что же представлял собой монастырь, история и само название которого напоминали о чуде Божием - "знаменательном явлении благодатной силы Божией, приспособленном к общему пониманию"? Архангело-Михайловский Алексиевский Чудов монастырь находился в Московском Кремле близ Малого дворца. Основал его в 1365 г. Митрополит Алексий на месте ханского конюшенного двора, подаренного святителю ханом Джанибеком в знак благодарности за чудесное исцеление от слепоты и беснования жены хана Тайдулы. В Орду Митрополит Алексий ездил в августе 1357 г. Сохранившийся ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю, освобождал Русскую Церковь, молящуюся за ханов, от даней, поборов и насилий со стороны светских властей. На месте первоначальной деревянной церкви, заложенной еще самим святителем, был в 1501 г. построен, и в 1503 г. освящен каменный соборный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

Первоначальные росписи пострадали от нескольких пожаров, последняя роспись и иконостас были сделаны после пожара 1626 г. Чудов монастырь стал любимой обителью Митрополита Алексия; там он и был погребен. До 1680 г. в соборе пребывали мощи святителя Алексия (позднее они были перенесены в специально построенную Алексиевскую церковь, а после уничтожения монастыря - в Архангельский собор, откуда в 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I переданы в Елоховский Богоявленский Патриарший собор).

Чудов монастырь как ставропигиальный издревле назывался митрополичьим и состоял всегда в ведении Митрополитов, а затем и Патриархов Всероссийских. В XVI-XVII вв. он был известен под названием Великой Лавры. В 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны в нем учреждили кафедру Московского архиерея. С 1775 г. к Чудову монастырю был приписан подмосковный Николо-Перервинский общежительный монастырь. До екатерининского указа 1764 г. о секуляризации церковных недвижимых имуществ монастырю принадлежало около 18 600 душ крестьян по разным губерниям, несколько подворий в Москве. Принадлежал обители и Малый Кремлевский дворец, местопребывание настоятелей - Московских Митрополитов, но в 1818 г. после рождения в нем великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), его причислили к Дворцовому ведомству.

С XVI в. Чудов монастырь был центром духовно-научного просвещения в России. Здесь жили преподобный Максим Грек, архимандрит Павел, управлявший потом Патриаршим престолом, ученый иеромонах Евфимий и другие. При Патриархе Филарете в монастыре учредили Греко-латинское училище, называвшееся Патриаршей школой. Многие иноки Чудова монастыря занимались переводом книг Священного Писания на славянский язык, здесь производилось и исправление церковных богослужебных книг по греческим подлинникам, преимущественно Арсением Греком и Епифанием Славинецким.

Чудов монастырь служил также и местом заключения русских иерархов и других исторических деятелей: тверского епископа Евфимия, участника Флорентийского собора Митрополита Исидора, князя Василия Ивановича Патрикеева. В Чудовом монастыре самозванцем Лжедмитрием был заточен и скончался мученической смертью от голода священномученик Патриарх Ермоген (кстати, сам Григорий Отрепьев был чернецом Чудова монастыря в 1600-1605 гг.). Святитель Геннадий Новгородский находился здесь на покое; похоронили его под спудом, в гробнице святителя Алексия; после разорения монастыря останки святителя Геннадия были утрачены.

С 1904 г. вплоть до революции наместником Чудова монастыря был архимандрит, впоследствии епископ Арсений (Жадановский), превративший обитель в центр духовного просвещения для всей Москвы. В последние годы своего пребывания в монастыре при содействии известного миссионера И.Г.Айвазова он затеял выходившее в десятках тысяч экземпляров и распространившееся по всей России издание для народа под названием "Лепта обители святителя Алексия".

28 октября 1917 г. до Москвы докатилась революционная смута. На улицах лежали убитые и искалеченные люди; ни днем, ни ночью не прекращалась стрельба. Кремль, где находилось незначительное количество офицеров, казаков и наспех мобилизованных студентов, осадили революционные отряды. Участники проходившего тогда в Москве Поместного Собора, стремясь предотвратить братоубийственную бойню, вели переговоры с военно-революционным комитетом. Собор обратился с воззванием не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу во имя спасения дорогих всей России находящихся в нем святынь. Но в ночь на 3 ноября, когда начался штурм, братия Чудова монастыря во главе с настоятелем епископом Арсением, вместе со священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, и архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым) собралась для молитвы в церкви священномученика Ермогена, куда были перенесены и мощи святителя Алексия. Все исповедовались, причащались Христовых Таин, и, наверное, особенно актуально звучали в эту страшную ночь слова молитвы к Архистратигу Михаилу: "О грозный воеводо Небесных сил, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче! Сохрани ны от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертного..." А ужас смертный был совсем рядом: во время обстрела снаряды попали в митрополичьи покои Чудова монастыря, причем один из них взорвался через минуту после того, как оттуда вышел митрополит Вениамин. На рассвете 3 ноября Кремль был захвачен революционными отрядами; начались аресты, самосуд и расстрелы на месте...

С переездом в Кремль советского правительства монахов Чудова и Спасского монастырей с помощью латышских стрелков, как свидетельствовал комендант Кремля Мальков, по прямому указанию Ленина выгнали. В 1919 г. в монастыре разместился кооператив "Коммунист". В 1922 г. под предлогом изъятия церковных ценностей из Чудова монастыря вывезли более 57 пудов серебряных предметов. Собор был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. - потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлевские курсанты. Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они "нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора". Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены.

Но кое-что спасти удалось: часть сокровищ Чудова монастыря поступила в Государственный исторический музей, фрагменты фресок и несколько икон попали в Третьяковскую галерею.

Вспоминая историю праздника, которому была посвящена обитель, начинаешь понимать, что двигало "воинствующими безбожниками" при разрушении Чудова монастыря. Шестнадцать веков отделяют вандалов новейшего времени от фригийских язычников, задумавших разорить храм Архистратига Михаила в Хонех, - но в обоих случаях очевидно их желание уничтожить свидетельство чуда Божия. (...)

В IV в. язычники хотели уничтожить храм в Колоссах, сооруженный во свидетельство о чуде исцеления, - это им не удалось, и заступничеством Архистратига Михаила Господь явил новое чудо, вошедшее в Священное Предание под именем Чуда в Хонех. Построенный святителем Алексием в память о чуде исцеления Тайдулы монастырь вандалам ХХ в. уничтожить удалось. Но сегодня Господь являет новое чудо - чудо возрождения множества храмов и монастырей. И возрождают их дети и внуки тех, кто когда-то разрушал, принося тем самым действенное покаяние: Рекл еси, Человеколюбче, в Писаниих Твоих, множеству радоватися Ангелов на небеси о человеце едином кающемся (икос). Это общее наше покаяние стало сегодня знамением времени. Чудом, вошедшим в историю Церкви Христовой.

Закон Божий


Яндекс.Метрика