В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

27 2014
27 октября - день памяти преподобного Николая Святоши

Преподобный Николай был сын черниговского князя Давида Святосла­вича и внук Святослава Ярославича, основавшего великую Печерскую церковь в Ки­евской лавре. При рождении своем Николай был назван княжеским именем своего деда и, вероятно в отличие от него, с детства стал слыть под умень­ши­тельным именем Святоша (что тогда было в обычае, например Станислав — Станиша, Добыслав — Добыша). При крещении Святослав наречен был Панк­ратием. По достижении совершеннолетия он вступил в брак (супруга его на­зывалась Анною) и имел детей; одна из его дочерей была в замужестве за св. Все­во­лодом, псковским князем.

В 1097 году Святослав-Панкратий был луцким князем, но в том же году, осажденный Боняком и князем Давидом Ольговичем, добровольно оставил г. Луцк и выехал в Чер­нигов, где владел землями. Селе­ния Пакул и Навоз со своими окрестностями на берегу р. Днепра принадлежали князю Святославу-Панкратию и впоследствии им были отданы Киево-Печерской лавре, которая долгое время владела ими. Устроив покой своей жены и детей, князь решил оставить славу и богатство, честь и власть княжения своего земного ради вечного Царствия Не­бесного и пришел в Печерский монастырь. И 17 февраля 1106 (1107) года принял мона­шество с именем Николая (Николы).

Прежде всего святой князь преуспел в добродетели послушания, «ибо три года, — пишет блаженный Симон, составитель его жития — он провел в поварне, работая на братию, своими руками рубил дрова для приготовления пищи братии, часто носил воду с берега Днепра на своих плечах. Узнав о таких трудах Николая, братья его, Изяслав и Владимир, хотели удалить его от такого дела; но сей истинный послушник со слезами просел позволить поработать еще одно лето на братию. Оставленный здесь, он трудился на поварне в продолжение еще одного года со всяким прилежанием и благогове­нием. После этого испытания он, как искусный и совершенный, приставлен был охранять монастырские ворота, где пробыл три года, никуда не отходя, кроме церкви. Отсюда он был взят для служения при трапезе.

Такое великое смирение бывшего князя являлось делом необычайным, тем более, что св. Николай первый из князей постригся в мо­нашество и добровольно принял на себя тяжелые и считавшиеся унизительными для княжеского достоинства послушания. Родст­венники, особенно братья св. Николая, всячески старались о возвращении его в мир, но блаженный инок выказал много твердости в характере в перенесении упреков от своих родных за решимость вести жизнь безответного послушника.

Братья действо­вали на смиренного инока через одного врача, по имени Петр, который жил при свя­том Николае, когда он был еще в мире, и затем последовал за своим гос­подином, но трудности монастырской жизни заставили его снова возвра­титься в мир. Этот врач часто навещал бывшего своего господина и нередко убеждал его оставить обитель или ослабить свои подвиги, но его увещания остались тщетными; мало того, он впоследствии сам принял иночество.

Однажды этот врач сильно заболел, и прп. Николай молитвой своей спас его от смерти. После того Петр стал переменяться в мыслях, потом решился быть иноком и, как и назначил блаженный, скоро скончался. А блаженный князь Святоша подвизался еще 30 лет, не выходя из монастыря.

Пройдя благочинно все степени послушания, он по благословению игумена наложил на себя подвиг безмолвия уже в келлии и стал внимать спасению своему в тишине. Послушавшись игумена, он насадил своими руками при келлии своей сад и во все время своего иночества никогда не был празден, но всегда в руках своих имел рукоделие, а в устах — молитву Иисусову сию: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по­милуй мя». Ничего не вкушал он, кроме как только немного пищи от общей монастырской трапезы.

Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или разда­вал нищим. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя. Перед концом жизни преподобный Николай иногда оставлял келлию и являлся в мир в качестве общественного деятеля: в 1142 г. он по просьбе вели­кого князя Всеволода Олеговича (1139—1146) примирил черниговских князей с их братьями.

В октябре 1143 года, после 36-летнего пребывания в Печерской обители, преподобный скончался. На погребение его собрался весь Киев, многие проливали слезы над ним, а особенно оплакивали кончину его братья Владимир и Изяслав. Они просили игумена прислать крест, который носил на себе святой Николай, и много дали золота в обитель на память о нем.

Вскоре по смерти преподобного Николая сильно заболел князь Изяслав. Игумен прислал ему власяницу преподобного; великий князь надел ее на себя и немедленно получил облегче­ние от болезни. Изяслав после этого не переставал носить власяницу, выходил в ней на войну — и оставался цел.

После преподобного Николая, по завещанию, в монастыре осталось много книг. Мощи его почивают в Антониевых (Ближних) пещерах. Преподобному Николаю есть особая служба.

Блаженный Симон, оканчивая свою повесть, говорит своему собеседнику, иноку Поликарпу: «Ты что подобное сделал? Богатство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею... Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей...»

По материалам Saints.ru
Закон Божий


Яндекс.Метрика