В единстве с Богом!
Поиск






Брак по благословению

Не секрет, что семейная жизнь, а с ней и все привычные устои, в нашем обществе, трещат по швам. В России сейчас около 700 тысяч сирот. Это больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Проблема насилия над детьми со стороны родителей заставляет совершенствовать законодательство, защищать права подрастающего поколения от собственных пап и мам. Привычным становится ответное детское зло в отношении взрослых, стариков, слабых, животных. Если быть последовательным, то надо признать, что наличие более миллиона зеков в российских тюрьмах – тоже результат кризиса семьи и традиционных ценностей. Дореволюционная крестьянская Россия при соответствующей численности населения не имела такого количества сирот, в  тюрьмах содержалось  в десять раз меньше преступников.

Лечим страсти

Как скрепить семейные узы, сохранить брак в нашем переменчивом мире? Эта проблема не только социологов, но и священников. Разведенный или просто одинокий человек, образно говоря, не благонадежен для Царства Небесного. Хотя такими категориями сейчас мыслит абсолютное меньшинство наших сограждан, но вот в крепости семейных уз заинтересовано большинство. В первую очередь, по моим наблюдениям, к этому стремятся женщины – в случае распада семьи они несут 90% проблем: дети на руках, финансовые проблемы, невозможность добиться нормальных алиментов, депрессивное состояние брошенной супруги. Поэтому все чаще люди задумываются о венчании как средстве скрепления брачных уз, т.е. о призывании благодати Божией на супружескую жизнь верующих.  С чего же надо начинать?
Брак - это средство сохранения целомудрия. «Брак есть врачество, истребляющее блуд», - соглашается с апостолом в своем толковании святитель Иоанн Златоуст. Известный афонский старец Паисий тоже советовал молодым людям пораньше - лет до 24-25 - вступать в брак именно по этой причине - чтобы не впасть в блудный грех. Многие люди сегодня считают слово «целомудрие» синонимом «воздержания» или «девственности», хотя это не совсем так. Целомудрием можно назвать и чистую, полноценную супружескую жизнь без измен и, увы, общепринятой развращенности. Многие священники отмечают, что, выступая перед светской молодежью, темы отношений полов лучше вообще не касаться - настолько далеки реалии современной жизни от церковных требований. Действительно, когда современному молодому человеку проповедники говорят «не блуди», он воспринимает это как призыв к монашеству, а оно, по распространенному мнению, исключительно «для больных». Молодым людям даже в голову не приходит, что в их «нежном возрасте» можно вот так просто взять и вступить в брак и начать жить здоровой полноценной жизнью на законных основаниях. А ведь всего одно поколение назад родители этих самых юношей и девушек довольно часто вступали в брак еще студентами, и это никого не удивляло.

Благословение – слово со властью


Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка – цветок, на котором в народе традиционно гадали «любит-не-любит». Гадание, как известно, не лучший способ ответа на вопрос о суженом. В церкви сложилась вековая практика благословения на брак. Именно благословение, с точки зрения православных,  должно упрочить семейный союз и быть знаком того, что выбор супругов неслучаен, а промыслителен (значит, соответствует не только их намерениям,  но и попечению Бога о них).
Первым шагом на пути к церковному благословению является согласие родителей молодоженов. С библейских времен родительское благословение считается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшия их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ей, руководствуясь любовью и мудростью.

По традиции жених с родителями приходят в дом  невесты и просит у них руки дочери. При согласии на брак, они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя,  девушку - иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа. Это значит, что теперь, когда время воспитания детей  окончилось, родители с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы эти ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становятся семейно-родовой святыней. Иногда отцы и матери оставляют на оборотной стороне образа памятный наказ своим детям.

Что надо знать взыскующим

В наше время наблюдается живой интерес к возрождению обычая благословение на создание семьи. Тут стоит предупредить о некоторых возможных препятствиях на этом пути. В разных православных храмах  сегодня можно обнаружить свои «традиции» благословения на брак. Так, в некоторых приходах ко всем молодым или уже не очень молодым людям, прежде чем дать разрешение на свадьбу, предъявляют определенные требования. Например, жених и невеста должны быть знакомы несколько лет, но иногда не уточняется, с какой периодичностью они должны видеться в этот период. Некоторые батюшки разрешают своим духовным чадам вступать в брак только с теми, кто не был женат/замужем и вообще вел целомудренный образ жизни до решения связать себя брачными узами. В одном из  московских храмов существует такая традиция благословения на брак: если молодой человек и девушка понравились друг другу, они говорят об этом духовному отцу, и после воскресной службы священник с амвона объявляет всем присутствующим, что, например, Катя и Саша решили пожениться. После этого молодые люди могут вместе ходить, «держась за ручку», до свадьбы. Последний пример благочестия, конечно, кажется совсем уж экзотическим даже для церковной среды.


Из приведенных примеров важно сделать выод: такие «обычаи», «традиции» и «подходы», если они обусловлены лишь только личным мнением священника на приходе, а не церковными канонами, не могут считаться истиной в последней инстанции. Приходской священник отнюдь не должен подменять своими субъективными решениями и советами личный выбор вступающих в брак и не имеет права препятствовать заключению такового, если не существует на то канонических препятствий  - например, кровного и духовного родства (так, безусловно запрещены браки между двоюродными братом и сестрой, крестным и крестной, крестным и крестником).

Некоторые женихи и невесты стараются заручиться  благословением не простого приходского священника, а  почитаемого в народе старца. Подразумевается, что он должен знать «волю Божию» о молодых. В таком случае, даже исполнив все формальные требования к браку, они могут и не получить одобрения старца. «Не твоё», - скажет он. Известен из истории случай, когда святой Амвросий Оптинский девушке, приехавшей благословиться на венчание, дал совет идти в монастырь, а собравшейся вступить на иноческий  путь, предсказал замужество и кучу детей. Обе девицы потом были благодарны преподобному за то, что он уберег их от неверного шага.


Однако в наше время подобные старцы являются величайшей редкостью и, как правило, народ устремляется не к старцам, живущим в Духе Божием, а пожилым ( и не очень пожилым) священникам и монахам, порой лишенным обыкновенной рассудительности. Их неразумные благословения могут стать причиной нестроений и бед в семейной жизни. А как иначе можно расценить категорическое требование к родителям выдать дочь замуж за «хорошего человека», которого она еще и не видела? Или, например, «никогда не расставаться с мужем»? Вот и ездит «блаженная» за ним во все командировки, а детей воспитывают бабушки.


Далеко не все женихи и невесты склоны доверять вторжению «старца» в свою жизнь. Вот одна типичная история, рассказанная женихом:

- Встретил очень хорошую девушку - два года общаемся. Мои родители по-правильному верующие сказали: съездите к старцу и возьмите благословение на брак. Девушка отказалась - проверка кого и зачем? И вот сижу меж двух огней и немного тяжко. Родители свято и близкий человек дорог. Девушка расценивает мое поведение как предательство и готова уехать к себе. Звонил в монастырь к отцу Власию, в пост не принимал, на Светлую седмицу тоже…  А время идет и давит со всех сторон.

Однако в подобных ситуациях необходимо трезвомыслие. К примеру, в приведенной мною истории налицо проблема: отношения у молодых людей уже сложились, они почти дошли до ЗАГСа, а родители в самый последний момент решили проверить у старца правильность их решения. Если вы верите в прозорливость подвижника, то надо идти к нему на самой начальной стадии отношений, а не в их кульминации – подготовки к свадьбе. Действительно, что теперь проверять?

Несмотря на все превратности современной жизни, церковное и родительское благословение остается востребованным. Все больше людей приходят в храм посоветоваться, разобраться в своих сомнениях перед вступлением в брак. Остается лишь пожелать, чтобы эта традиция укреплялась, бережно относясь к человеческой свободе и взаимной любви.

Протоиерей Максим Хижий

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПО ТЕМЕ

Закон Божий


Яндекс.Метрика